Гражданско - патриотическое воспитание

Виртуальные экскурсии по Республики Беларусь

20.05.2024

Виртуальные экскурсии по Республики Беларусь

Пройдя по ссылке вы сможете познакомиться со списком локаций для начинающих и более опытных путешественников по Беларуси. Здесь и классические достопримечательности и менее известные места: от замков и усадеб, которые не потеряли своего великолепия, до камерных музеев, экотроп и мощных объектов военного туризма.

Виртуальные туры по нашей стране:

Белорусский государственный музей Великой отечественной войны

Дворец Республики Беларусь

Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"

Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"

историко-культурный музей-заповедник "Несвиж"

Замковый комплекс "Мир"

Ружанский дворец

Дом-музей Адама Мицкевича

Национальная библиотека Республики Беларусь

Центральный ботанический сад города Минска

Музей минского тракторного завода

свернуть

Интерактивная платформа патриотического воспитания

08.04.2024

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ смотреть здесь

Гражданско-патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

  Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников используются следующие методы:
1. Целевые прогулки.

2. Наблюдения.                                                                                                           

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.

4. Беседы с детьми о Республике Беларусь.


5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).


6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.


7. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.).


8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.


9. Личный пример педагога, любящего свою работу, свою улицу, свой город, поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция самый сильный фактор воспитания). 

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом, поселком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Акцентирует данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НИО, 2023. – 380 с.

свернуть

Видеоролики - Беларусь. История.

11.03.2024

Видеоролики - Беларусь. История.

 

16  тематических  видеороликов  смотреть/скачать

  1. «17 сентября – День воссоединения».mp4;
  2. «1812. Березина».mp4;
  3. «Афанасий Брестский. Мученик за веру».mp4;
  4. «Батька Минай. Несломленный комбриг».mp4;
  5. «Белорусы в Отечественной войне 1812 года».mp4;
  6. «Валентина Терешкова. Первая женщина в космосе».mp4;
  7. «Василий Маргелов. Отец крылатой пехоты».mp4;
  8. «Освобождение Гомеля».mp4;
  9. «Первая мировая война».mp4;
  10. «Петр Климук. Первый белорус в космосе».mp4;
  11. «Пинское восстание 1648 года».mp4;
  12. «Победа. Белорусы в Великой Отечественной войне».mp4;
  13. «Полоцк и Новгород и Крестоносцы».mp4;
  14. «Полоцкий собор 1839 года. Воссоединение униатов с православием».mp4;
  15. «Сергей Грицевец. Гроза нацистов и самураев».mp4;
  16. «Хатынь. Нацистский террор».mp4.
свернуть

Мультфільмы на роднай мове

21.02.2024

Мультфільмы на роднай мове

Ад бацькоў прыходзіць да нас пытанне: ці існуюць мультыплікацыйныя фільмы для дзетак на беларускай мове?

Адказваем: існуюць, карыстайцеся на здароўе !

 

Прыемнага ўсім прагляду!

свернуть

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

22.01.2024

"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

      Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

 

     Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».  

     Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

     У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

      Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

      У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

      Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

 

       Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

          Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле.

       Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

         Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

     Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

       Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Что должен знать и уметь ребенок к старшему дошкольному возрасту:

  • знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
  • знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
  • знает, что Республика Беларусь – многонациональная страна; что Минск – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
  • имеет представления о Белорусской армии, о годах войны, о Дне Победы.

 

 Рекомендации для родителей

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!».
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
свернуть

Литература для использования в работе по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Толстой

          Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 

         Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. 

        Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.  

Рекомендуемая литература:

  • Воронецкая, Л. Семья и родина едины : организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. Воронецкая // Пралеска. – 2014. – № 5. – С. 13–20.
  • Воронецкая, Л. Ты и я – Белорусы : интегрированные занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Физическая культура» для детей 3–5 лет в группах кратковременного пребывания / Л. Воронецкая // Пралеска. – 2017. – № 4. – С. 27–38.
  • Голубец, О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Голубец, М. Жиличкина // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 2. – С. 14–23.
  • Галубінская, І. «Жыве і жыць будзе іх подзвіг на сотні вякоў» / І. Галубінская // Пралеска. – 2020. – № 4. – С. 20–31.
  • Губская, Э. Край ненаглядный, родной : об организации работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Э. Губская // Пралеска. – 2012. – № 10. – С. 17–19.
  • Гуцева, Л. Войти в мир прекрасного : гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами этнопедагогики / Л. Гуцева // Пралеска. – 2013. – № 4. – С. 47–48.
  • Дубинина, Д. Славные имена : формирование исторического сознания у детей старшего дошкольного возраста / Д. Дубинина // Пралеска. – 2013. – № 10. – С. 25–26.
  • Дубініна, Д. Мы – беларусы : што i як расказваць дзецям пра гiсторыю роднай краiны / Д. Дубініна // Пралеска. – 2011. – № 10. – С. 49–50.
  • Заева, Н. От прошлого к будущему : воспитание национального самосознания дошкольников через ознакомление с историей и культурой белорусского народа / Н. Заева, Е. Белоус // Пралеска. – 2013. – № 4. – С. 44–46.
  • Кавалевіч, М. Маленькім – аб вялікай Радзіме / М. Кавалевіч, Н. Салодкая // Пралеска. – 2017. – № 6. – С. 7–9.
  • Краскоўская, Г. I. Патрыятычнае выхаванне дашкольнiкаў : сцэнарыi практычных заняткаў : дапаможнiк для навучэнцаў ССНУ / Г. I. Краскоўская. – Мінск : ООО «Агенство Владимира Гревцова», 2010. – 112 с. : iл.
  • Кулігіна, Л. Паэты – дзецям пра ўсе на свеце / Л. Кулігіна // Пралеска. – 2018. – № 5. – С. 78–80.
  • Курилович, И. Я – белорус и этим горжусь : занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для детей старшей группы (5–6) лет / И. Курилович // Пралеска. – 2016. – № 6. – С. 63–64.
  • Курочкина, И. «Хотелось бы всех поименно назвать...» : расскажем детям о войне / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 27–32.
  • Литвинова, О. Соприкасаясь с православными традициями : о духовно-нравственной направленности воспитания как основе развития патриотизма у дошкольников / О. Литвинова // Пралеска. – 2014. – № 1. – С. 34–40.
  • Лыкова, И. Война и мир в представлении дошкольника: от кругозора к исторической и культурной памяти / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 4. – С. 10–19.
  • Лях, Е. В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа / Е. В. Лях // Весн. Мазыр. ДПУ iмя Шамякiна. – 2010. – № 3. – С. 46–51.
  • Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников / Т. Макарова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 14–17.
  • Марченко, И. Белорусские народные подвижные игры в патриотическом воспитании : из опыта работы со старшими дошкольниками / И. Марченко // Здаровы лад жыцця. – 2017. – № 11. – С. 8–15.
  • Михед, Т. И. Воспитание ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста / Т. И. Михед // Кiраванне ў адукацыi. – 2012. – № 8. – С. 53–56. – (У дапамогу педагогу).
  • Никонова, Л. Познавая прошлое и настоящее : организация работы по патриотическому воспитанию детей 4–5 лет в учреждении дошкольного образования и семье / Л. Никонова // Пралеска. – 2015. – № 1. – С. 49–60.
  • Никонова, Л. Познавая прошлое и настоящее : организация работы по патриотическому воспитанию детей 4–5 лет в учреждении дошкольного образования и семье / Л. Никонова // Пралеска. – 2015. – № 12. – С. 52–63.
  • Окаркава, С. Калыханка матулi : далучэнне дашкольнiкаў да беларускай нацыянальнай культуры / С. Окаркава // Пралеска. – 2011. – № 2. – С. 18–23.
  • Палашавец, Т. Выхаваць патрыёта / Т. Палашавец // Пралеска. – 2017. – № 4. – С. 62–64.
  • Платохина, Н. А. Научное сопровождение процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края / Н. А. Платохина // Весн. адукацыi. – 2012. – № 5. – С. 61–66.
  • Сивцова, И. Формирование эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И. Сивцова // Современные тенденции развития начального образования и лингводидактики : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 19–26 февр. 2021 г. : в 2 ч. / [под ред. С. П. Чумаковой]. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – Ч.1 : Современные тенденции развития начального образования и лингводидактики. – С. 61–64.
  • Симоненко, Т. Учим любить человека-труженика : гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведческого материала / Т. Симоненко // Пралеска. – 2013. – № 4. – С. 52–54.
  • Славина, Л. «Мы – потомки тех, кто отстоял свободу» / Л. Славина // Пралеска. – 2015. – № 3. – С. 16–20.
  • Солодянкина, С. В. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников / С. В. Солодянкина // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 30–32.
  • Старжынская, Н. Мова як сродак фармiравання нацыянальнай самасвядомасцi / Н. Старжынская // Пралеска. – 2014. – № 2. – С. 8–10.
  • Фещенко, В. Тебе замены нет!: (герб, флаг) : сценарий праздника для детей дошкольного возраста / В. Фещенко // Пралеска. – 2012. – № 6. – С. 22–24.
  • Чембрович, Е. Мини-музеи для дошкольников / Е. Чембрович // Пралеска. – 2013. – № 10. – С. 59–60.
  • Юдина, Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – С. 59–64.
  • Ясева, Н. Ю. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Н. Ю. Ясева // Актуальные вопросы дошкольного образования : учеб.-метод материалы / [И. Н. Батура, И. А. Комарова и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. – С. 34–42.
свернуть

Виртуальная экскурсия по городу Орше

Орша считается туристическим местом. Здесь размещается множество достопримечательностей, которые регулярно реставрируются властями Республики Беларусь.

Оршанское городище

Древнее городище было основано в Орше на Замковой горе в 1067 году. Оно представляло собой треугольную крепость с закруглёнными углами, у подножия которой располагался оборонительный вал. Рядом находилась днепровская пристань.

В XIX веке Замковая гора была изучена археологами. В ходе раскопок учёные обнаружили оружие, орудия труда, женские украшения и керамические изделья, относящиеся к древнерусской эпохе. Главной находкой стала кольчуга с надписями на старославянском языке. В настоящее время она выставлена в Московском государственном историческом музее.

От некогда мощной конструкции Оршанского городища не осталось ни следа. Сегодня на его месте разбита небольшая парковая зона с клумбами, высаженными в форме герба города. С этой точки открывается прекрасный вид на окрестности.

Этнографический музей «Мельница» («Млын»)

Этнографический музей расположен в центре города, на рукотворном канале, соединяющем русла рек Оршицы и Днепра. Водяную мельницу построили в начале прошлого столетия. Долгое время она являлась крупнейшей в Оршанском уезде. В начале 1990-х историческое здание, получившее статус памятника промышленной архитектуры, было отреставрировано, и в 1995 году в нём обосновался музей этнографии.

В основе экспозиции два тематических зала. Первый имеет название «Хлеб наш насущный» и рассказывает о том, как в старину крестьяне засевали поля, обрабатывали зерно и выпекали хлеб. В этом разделе можно увидеть кухонную утварь конца XIX — начала XX века, а также образец деревенской избы с описанием внутренних убранств.

Второй зал — «Свет души и таланта» — посвящён ремёслам и духовной культуре Беларуси XIX и XX веков. Экспонатами являются различные предметы текстиля, украшенные вышивкой, национальные повседневные и праздничные костюмы, резная и глиняная бытовая утварь. Кроме того, здесь представлены работы современных мастеров иконописи, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Город является крупнейшим железнодорожным центром страны, большинство туристов добираются сюда на поездах или электричках, а по приезде сразу же попадают к одному из значимых строений Орши — вокзалу.

Оршанский коллегиум иезуитов

Оршанский коллегиум иезуитов был основан в начале ХVII века королем и великим князем Жигимонтом III при участии канцлера ВКЛ Льва Сапеги.

В 1690 году на средства короля Яна III Собеского были построены каменный костел Святого Михаила и большое двухэтажное здание коллегиума в традициях архитектуры барокко. После 1831-м костел закрыли и вскоре разрушили. С 1839 по 1990 год в помещениях коллегиума находилась тюрьма. В начале XXI века были разрушены флигель и старая каменная монастырская стена.

В 2007–2008 гг. проведена масштабная реконструкция уцелевших корпусов комплекса, заново отстроена башня с часами. Сейчас здесь размещаются детская городская библиотека им. В.С. Короткевича, городская художественная галерея, отдел культуры и по делам молодежи Оршанского райисполкома.

Музей истории и культуры города Орши

Много событий, много перемен, много судеб вобрала история Орши! Для сохранения памяти о прошлом для современников и будущих поколений был создан Музей истории и культуры города Орши.

Постановление Верховного Совета БССР “О создании Музея истории и культуры города Орши” вышло ещё в 1984 году. Но процесс создания музея растянулся на долгое время – никто не мог ответить на главный вопрос: где разместится его экспозиция? И только в 1987 году эта проблема была решена. Так, решением горсовета для краеведческого музея было выделено здание бывшего штаба гражданской обороны. Символично, что это здание является частицей истории нашего города – памятником гражданского строительства конца XIX – начала XX вв. В первой половине XX века в здании находился жилой дом и небольшая галантерея. В 1949 году было пристроено ещё одно здание, в котором размещался радиоузел города. В 1987 году создана инициативная группа. Возглавил её на тот момент оршанский краевед, преподаватель истории Игорь Ершов.

Музей истории и культуры города Орши – филиал Учреждения культуры «Музейный комплекс истории и культуры Оршанщины» был основан 1 марта 1989 году, а открыт для посетителей в декабре 1992 года. Экспозиция музея представляла собой последовательный обзор исторического прошлого с акцентом на ключевые события региона, начиная от первобытнообщинного строя, заканчивая второй половиной 80-х годов ХХ века, позволяя приоткрыть завесу времени и очутиться на самых интересных страницах истории нашей малой родины.

На сегодняшний день музей готовится принять посетителей в новой экспозиции, которая порадует не только насыщенностью аутентичных предметов, но и рядом интерактивных комплексов, где посетитель сможет стать и зрителем и непосредственным участником исторического процесса.

Оршанский музей В.С. Короткевича

"Орша - мой любы горад, мая спрадвечная маці..." - так писал о своём родном городе известный белорусский писатель Владимир Короткевич.

И это взаимно. Орша не только помнит и любит, но и гордится своим талантливым земляком. В 1994 году в Орше был создан музей "Наши знаменитые земляки", один из разделов экспозиции которого планировалось посвятить Владимиру Короткевичу. Но в 1995 году поступило предложение от Союза писателей Беларуси о создании в Орше именно музея В.С. Короткевича. И уже в сентябре 1997 года музею знаменитых земляков было дано название "Оршанский музей В.С. Короткевича". В 2000 году к 70-летию со дня рождения писателя было открыто здание музея с небольшой экспозицией только в одном зале. А с февраля 2002 года музей гостеприимно распахнул двери для своих посетителей.

Экскурсия начинается уже на крыльце музея, ведь в этом здании – памятнике гражданской архитектуры конца ХІХ - начала ХХ вв. – с 1925 года размещался родильный дом, в котором 26 ноября 1930 года и появился на свет будущий писатель.

В двух просторных залах на первом этаже здания разместилась музейная экспозиция под общим названием «Портрет писателя и человека».

Центральную часть экспозиции первого зала занимает творческая мастерская писателя – фрагмент кабинета его минской квартиры. В 2005 году к 75-летию Короткевича был открыт второй зал, посвящённый литературному наследию нашего земляка. Здесь царит возвышенная и романтическая атмосфера, ведь по стилю своего творчества Владимир Короткевич был писателем-романтиком. Внутри экспозиции находится научно-исследовательский центр. Он включает научную библиотеку, методические материалы, рабочее место исследователя. Тут же можно услышать уникальные записи голоса самого писателя, музыкальные произведения белорусских исполнителей на его стихи, посмотреть художественные фильмы по сценариям Короткевича. На втором этаже музея находится художественная галерея.

К началу 2012 года музей посетило более 100 тысяч человек.

Сегодня в экспозиции представлено около 640 предметов. Самые ценные из них – личные вещи писателя, рукописи его произведений, рисунки Короткевича-художника.

В архиве музея – интересные тематические экскурсии, музейные занятия, видеотека фильмов о Короткевиче и фильмов, снятых по его сценариям.

Музей активно участвует в международных выставочных проектах, сотрудничает с Японией, Польшей, Литвой, Украиной, Россией, Германией, Швецией. На базе музея состоялись две Международные научные конференции, посвящённые творчеству Владимира Короткевича.

 

Памятник паровозу П36-0111

Рядом со зданием вокзала установлен монумент — старый паровоз П36–0111. Он посвящён железнодорожникам города, помогавшим восстанавливать Оршу после войны.

Памятник К.С.Заслонову 

Константин Сергеевич Заслонов знаменит тем, что в первые годы Великой Отечественной войны принял на себя командование всеми партизанским отрядами оршанской зоны. Среди бойцов он был известен под ласковым прозвищем «Дядя Костя».

Заслонов погиб в 1942 году, когда фашисты, притворяясь народниками, проникли к партизанам и захватили отряд. Константин погиб в бою вместе со своим адъютантом Евгением Коржнем и другими бойцами.

За поимку командира партизан фашистам обещалось высокое вознаграждение, и неважно приведут его живым или принесут его голову. Чтобы не дать фашистам нажиться на гибели командира, жители местной деревни спрятали его тело.

В 1945 году останки Константина Заслонова были должным образом похоронены на оршанском кладбище. Посмертно командир получил звание Героя Советского Союза. Музей, посвящённый памяти Заслонова, был основан в 1948 году.

Позже экспозицию передали Дворцу пионеров, где она располагается по сей день. В организации мемориального музея принимали участие бывшие партизаны, находившиеся под командованием Заслонова, его товарищи и родственники.

Экспозиция посвящена жизни и военным подвигам Константина Сергеевича. Среди экспонатов можно увидеть личные вещи командира, привезённые из его дома в Осташкове, оружие и предметы быта по образу тех, что он использовал в партизанском отряде, а также военную форму, письма и фотографии. Перед входом в музей установлена памятная стела в честь К.С. Заслонова.

В настоящее время музей является центром военно-патриотического воспитания молодёжи. В нём организуются массовые культурные и образовательные мероприятия, а также встречи с ветеранами.

Мемориальный музей имени Героя Советского союза К.С. Заслонова

Курган бессмертия

 

Оршанский Курган бессмертия — один из первых памятников подобного рода, созданный в честь воинов-освободителей.

Курган был заложен весной 1966 года и открыт 9 мая того же года. Высота насыпи составила восемь метров, на склоне установлена Золотая Звезда Героя Советского союза, а также памятная доска с надписью посвящения мемориала воинам-освободителям. Автором проекта выступил архитектор Георгий Горанский — ветеран Великой Отечественной войны. В день торжественного открытия Кургана бессмертия у его основания была заложена капсула времени с посланием потомкам, и зажжён Вечный огонь.

Территорию вокруг кургана занимает Парк Героев, состоящий из шести аллей: первая посвящена Неизвестному солдату, остальные пять — Героям Советского союза К.С. Заслонову, С.М. Митту, А.А. Никандровой, Ю.В. Смирнову и М. Лефевру.

 

Мемориальный комплекс  «За нашу Советскую родину» («Катюша»)

В июле 1941 года под Оршей впервые была применена РСЗО «Катюша», что прославило город на страницах военной истории. Мемориал, посвящённый «Катюше», открылся в 1966 году, когда Орша отмечала 25 годовщину первого выстрела боевой установки.

В центральной части комплекса расположен постамент, на котором возвышается макет «Катюши». Композицию дополняют скульптурные изображения миномётных пусковых установок. Также здесь установлен памятник, облицованный чёрными плитами, на котором можно прочесть историческую справку о первом залпе «Катюши» под Оршей.

Мемориальный комплекс является местом проведения военно-патриотических мероприятий и носит звание историко-культурной ценности Республики Беларусь.

Обелиск великого подвига: памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам в Орше

Орша - один из белорусских городов, награжденных орденом Отечественной войны I степени. Памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны за освобождение города был воздвигнут в 1984 году. Памятный знак символизирует собой благодарность населения мирного времени том, кто пал в боях за свободу. При освобождении города на железнодорожной станции было захвачено несколько немецких эшелонов, готовых к отправлению. В одном из них находилось около трех тысяч наших сограждан, которых должны были вывезти в немецкую неволю. Город был освобожден 27 июля 1944 года в ходе стратегической наступательной операции «Багратион».

Памятник воинам-интернационалистам

Мемориал, посвящённый памяти оршанцев, погибших на горячих точках Афганистана, представляет собой массивную каменную глыбу, расколотую на две части. Раскол символизирует оборванную жизнь отважных юношей.

На левом осколке установлена памятная плита, на правом можно увидеть силуэт плачущей девушки, которая потеряла отца, брата или возлюбленного. Мемориал был открыт зимой 1994 года на берегу Днепра.

Свято-Ильинский храм в Орше

Свято-Ильинская церковь – самое древнее по времени основания культовое сооружение Орши. По преданию, деревянная церковь Святого Ильи Пророка была построена тут около 1460 года.

Каменную церковь на месте старого обветшавшего здания возвели в 1880 году в традициях псевдорусского стиля. Фасад храма, декорированный разнообразными архитектурными элементами и окрашенный в бело-голубые тона, придает ему особенную выразительность, легкость и красоту.

В 1996 году при Ильинской церкви был возрожден женский Свято-Успенский монастырь. Здесь находится список иконы Божией Матери Оршанской, выполненный в XVIII веке в Иверском монастыре.

 

 

свернуть

Мультфильм "День государственного флага, герба и гимна"

Интерактивный плакат "Природные символы Республики Беларусь"

На современном этапе задача патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую остроту и актуальность. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Ознакомление с природными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В современном обществе дети дошкольного возраста рано овладевают умениями, позволяющими успешно использовать информационно-коммуникативные технологии. Поэтому для мотивации воспитанников и развития их познавательной активности педагогические работники все чаще используют возможности информационно-коммуникативных технологий. Интерактивные плакаты, как способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток прикрепляются ссылки на веб-ресурсы, интернет-документы, мультимедийные объекты приобретают все большую популярность у педагогов и детей. С помощью интерактивных плакатов можно собрать и обобщить материал по любой теме, виртуальную выставку или путешествие.

 

Интерактивный плакат "Природные символы Республики Беларусь"

свернуть

Народныя казкі для дзетак

Засваенне дзецьмі беларускай мовы ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дашкольнікаў першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуючы яе па радыё, тэлебачанні, ад некаторых дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках.
Аднак паўнавартасная беларускамоўнае асяродзе ў дашкольнікаў адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць. Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей.
Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.

Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага словы, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовыі. Народныя казкі, спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, якія даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў.

Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай. Недахоп часу ў бацькоў, адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў - прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. На жаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі. З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце. Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага мовы, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць карыстацца ей ў далейшым.

Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе.. Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добрая выхавацелька, калі бацькоў няма побач — гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу.
Усё гэта ёсць у казках.
Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі — гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям.
Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жытло і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Вашая ўвага, Вашыя абдымкі, Вашая сіла і абарона, Вашая пяшчота і клопат вельмі патрэбныя Вашым дзецям.
Казкі — гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім Вашае дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму.Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускаяй мове. А мы вам у гэтым дапапожам.

Праект "Народныя казкі для дзетак"

свернуть

Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь

Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь

Згодна з 19 артыкулам Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь Дзяржаўны флаг, Дзяржаўны герб і Дзяржаўны гімн з’яўляюцца сімваламі суверэнітэту краіны.

   

Дзяржаўны флаг Рэспублікі Беларусь

 Дзяржаўны сцяг Рэспублікі Беларусь уяўляе сабой прамавугольнае палотнішча, якое складаецца з дзвюх гарызантальна размешчаных каляровых палос: верхняй — чырвонага колерушырынёй у 2/3 і ніжняй — зялёнага колеру ў 1/3 шырыні сцяга. Каля дрэўка вертыкальна размешчаны беларускі нацыянальны арнамент чырвонага колеру на белым полі, які складае 1/9 даўжыні сцяга.

Што азначаюць колеры сцяга?

Чырвоны колер — колер сонца, якое ўзыходзіць над нашай Радзімай. Таксама гэты колер сімвалізуе моц, энэргію і мужнасць нашага народу, які у любую хвіліну зможа абаранісь краіну ад ворагаў.

Зялены колер — колер нашай цудоўнай прыроды: нашых лясоў, азер, рэк. Акрамя таго, гэты колер сімвалізуе жыцце, адраджэнне, маладосць і працавітасць  

Белы колер — гэта колер сталасці, мудрасці, вопыту і яшче чысціні, духоўнасці, бязгрэшнасці. 

 Наш сцяг мае таксама арнамент з геаметрычных фігур. Узор гэты мае назву «узыходзячае сонца».  Вялікі ромб — гэта поле, на якім з пакон вякоў працуюць беларусы; крыж унутры ромба — гэта сімвал сонца, якое корміць прыроду, дае ей моц. Арнамент флага нібы кажа: «Узыйдзі, сонейка, сагрэй зямельку нашу, дайнам багаты ураджай!»

Изображение

 

Дзяржаўны герб Рэспублікі Беларусь

     

 

     Дзяржаўны герб Рэспублікі Беларусь уяўляе сабой жоуты контур Рэспублікі Беларусь у залатых промнях сонца над зямным шарам. Зверху контуру знаходзіцца пяціканцовая чырвоная зорка. Герб абрамляе вянок з залатых каласоў, пераплеценых справа кветкамі канюшыны, злева —ільну. Каласы абвіты чырвона-зялёнай стужкай, на якой знізу зроблены надпіс золатам:Рэспубліка Беларусь.

       У нашай краіне ўстаноўлена дзяржаўнае свята — Дзень Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь, якое штогод адзначаецца ў 2-ю нядзелю мая.

 

Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь

  Дзяржаўным гімнам Рэспублікі Беларусь з’яўляецца твор на музыку Нестара Сакалоўскага і словы Міхаіла Клімковіча і Уладзіміра Карызны.  Дзяржаўны гімн сучаснай Беларусі захаваў музычную аснову гімна Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі. Музыка Нестара Сакалоўскага карысталася папулярнасцю і павагай людзей розных пакаленняў, таму і пры стварэнні гімна незалежнай Беларусі было прынята рашэнне яе захаваць. Затым быў аб’яўлены конкурс на стварэнне тэксту гімна. Словы Джяржаўнага гімна адлюстроўваюць умовы развіцця нашай краіны як незалежнай, суверэннай, міралюбівай дзяржавы, падкрэсліваюць патрыятызм і працавітасць беларусаў, а таксама брацкія адносіны паміж усімі нацыянальнасцямі, якія пражываюць на тэррыторыі Рэспублікі Беларусь.

свернуть

Азбука беларускага арнаменту

Арнамент, вядома, з'яўляецца распаўсюджанай формай выражэння культуры шмалткіх народаў. Беларускі народны арнамент вельмі разнастайны, каларытны, і вядомы далёка за межамі нашай краіны. Яго вывучэнне пачалося аж з 19 стагоддзя, і працягваецца па сенняшні час. Многія навукоўцы працуюць над ракрыццем сэнсу арнаментаў і іх спалучэнняў, а таксама іх сістэматызацыяй. Беларускі арнамент можна падзяліць на тры асноўных катэгорыі: геаметрычны - арнаментыка якога складаецца з прамых ліній, а таксама геаметрычных фігур - прамавугольнікаў, квадратаў, ромбаў і інш; раслінны - створаны на аснове малюнкаў раслін, лісця, кветак ці пладоў; жывёльны - які ўключае ў сябе выявы жывёл і птушак. Першапачаткова арнамент у нашых продкаў сустракаўся на святочнай вопратцы, якая з'яўлялася адлюстраваннем своеасаблівай народнай культуры. Значным можна лічыць выкарыстанне асобных арнаментальных матываў у вырабе вядомых слуцкіх паясоў. І фактычна ўсе рэчы, якія ўпрыгожаны народным беларускім арнаментам, несумненна з'яўляюцца высокамастацкімі творамі.

свернуть

виртуальная экскурсия

Мы предлагаем Вам 

совершить с нами виртуальные путешествия

 по интересным маршрутам нашей Родины:   

 

    

1. Белорусский государственный музей истории Великой отечественной войны подробнее

2. Государственный мемориальный комплекс "Хатынь" подробнее

3. Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" подробнее

4. Музей старинных ремёсел и технологий "Дудутки" подробнее

5. Национальный художественный музей подробнее

6. Государственный литературный музей Янки Купалы подробнее

свернуть
поделиться в: